Подготовка бойцов нерегулярных формирований

Делимся информацией.
Правила форума
Одна тема - одна книга
Закрыто
Аватара пользователя
Baldric
Администратор
Администратор
Сообщения: 2319
Зарегистрирован: 25 апр 2008, 08:55
Команда: СУГ "ХОКС"
Ваш город: Харьков
Откуда: Харьков

Подготовка бойцов нерегулярных формирований

Сообщение Baldric »

Подготовка бойцов нерегулярных формирований

Подготовка партизанЗадачей подразделений специального назначения являются не только разведывательно-диверсионные действия, но и при необходимости создание в тылу противника партизанских отрядов (отрядов сопротивления) из числа местных жителей. Данная концепция положена, например, в основу действий американских «зеленых беретов».

При этом возникает очень важный вопрос: как в максимально короткие сроки, не имея никакого полигонного оборудования, обучить людей, зачастую не державших в руках боевого оружия (а если и державших, то давно утративших необходимые навыки), уверенной стрельбе и тактически правильным действиям?

В Советском Союзе для обучения стрельбе из стрелкового оружия, гранатометов, бортового вооружения БТР и БМП выпускался специальный комплект приборов - командирский ящик КЯ-73. Высокая эффективность командирского ящика при обучении стрельбе неоспорима. В армиях стран НАТО подобных тренировочных приспособлений нет, там давно применяются лазерные тренажеры. В российских войсках сегодня наблюдается дефицит командирских ящиков, так как в настоящее время они не производятся, а имеющиеся находятся в эксплуатации по 15-20 лет.

Остается использовать принцип наглядности, когда стреляющий наблюдает результаты своей стрельбы и имеет возможность корректировки прицельных приспособлений.

Ничего принципиально ново­го в этом нет. Мне самому приходи­лось использовать этот метод обу­чения, когда необходимо было быс­тро добиться уверенного поражения целей. Особенность заключалась в том, что подразделения являлись сводными, набранными исключитель­но из добровольцев. В такой ситуации стрелками, пулеметчиками, наводчи­ками становились водители, механи­ки-водители, иногда даже повара и кладовщики — люди, чья стрелковая и тактическая подготовка не выдержи­вала никакой критики.

Я поступал следующим образом. Сначала на каменистом склоне уста­навливались мишени (№ 6 или цинки от ВОГ-17, а затем патронные цинки). Стрельба велась с дистанции 100 м из положения лежа, с упора, одиночными выстрелами без ограни­чения времени. Каждый промах пре­красно наблюдался стреляющими по фонтанчику пыли. Это позволяло им быстро найти положения прицельных приспособлений, приводящие к пора­жению цели. Как правило, на при­стрелку уходило 8-10 выстрелов и еще минимум 5 на закрепление навыков. В дальнейшем можно было совер­шенствовать точность попадания, устанавливая патронный цинк снача­ла плашмя боком, а затем торцом.

Исходя из того, что основной способ действий партизан — нападение из засады, главным критерием готов­ности к бою является уверенное пора­жение цели на дальности до 100 м из любых положений при максимально высоком темпе стрельбы.

На первом этапе обучаемые зна­комились с оружием, его устройством и принципом действия, учились с ним обращаться. Следующий шаг — пере­ход непосредственно к выполнению стрелковых упражнений.

Обучение стрельбе сразу про­исходило из самого неустойчивого положения — «стоя». Идея ясна: если стрелок при этом уверенно попадает в цель, то из положений «с колена» и «лежа» это тем более не составит ему особого труда. К тому же меткая стрельба из неустойчивого положения дает стрелку дополнительную психо­логическую уверенность в себе.

Первоначально огонь велся на дистанции 15 м по черному кругу диаметром 21 см, десятью патрона­ми, одиночными выстрелами, без ограничения времени. Задача: максимальное количество попаданий в круг. Естественно, на такой дальности каждое пулевое отверстие отчетливо наблюдалось стрелком, что позволяло ему успешно корректировать огонь, изменяя положение прицельных при­способлений относительно друг друга и точку прицеливания. В дальнейшем диаметр круга уменьшался до 10,5 см.

После успешного выполнения пер­вого упражнения дальность последо­вательно увеличивалась до 20, 25, 50, 75, 100 м. На дальностях 75 и 100 м использовались в том числе и кача­ющиеся мишени, выполненные из любого плотного материала (напри­мер, из дерева), подвешенные в виде маятника и отклонявшиеся ударом пули при попадании.

Как правило, на подготовку каж­дого стрелка расходовалось не более 100 патронов, причем около 30 из них уходило на достижение качества в первом упражнении.

Затем курс повторялся, но уже с ограничением времени (10 выстрелов за 15-20 сек.), а затем в максимально возможном темпе (но тем не менее одиночными). В этих условиях допус­калось не более 30% промахов.

Естественно, при таком методе подготовки происходило натаскива­ние боевым патроном и подгонка не оружия под стрелка, а стрелка под оружие.

А теперь поговорим о трениров­ках в тактике действий. Они заключа­лись в отработке следующих учебных задач:

ориентировании и движении по азимуту;
действиях в засаде;
захвате объекта.

Каждое из упражнений отраба­тывалось днем и ночью по нескольку раз. И дневной и ночной блок трени­ровок завершался тренировкой с бое­вой стрельбой. При необходимости боевая стрельба повторялась.

В каждом из упражнений неукос­нительно отрабатывались следующие элементы:

выдвижение в исходный район и расположение;
выдвижение и работа разведы­вательно-рекогносцировочных групп в месте планируемых действий;
совещание командиров подгрупп и разведчиков с уточнением плана действий по месту и постанов­кой задач;
выдвижение подгрупп на исход­ные рубежи;
выполнение задачи.

Такая последовательность строго соблюдалась вне зависимости от глу­бины выполнения упражнения, будь то 50 или 3000 м.

Обязательными эле­ментами также являлись при захвате объекта:

досмотр убитых и пленных;
эвакуапия раненых и пленных;
подготовка объекта к уничтоже­нию и его уничтожение;

При действиях в засаде:

досмотр убитых и пленных;
эвакуация раненых, пленных и наиболее важных трофеев;
уничтожение трофеев, не подле­жащих эвакуации.

При выполнении обоих упраж­нений с боевой стрельбой, кроме оценки правильности тактических действий, оценивалось управление огнем по полноте и частоте пораже­ния мишеней. У американцев меткость огня оценивается по другому принципу. Там на каждую единицу оружия выдается по 30 патронов – и с этим боекомплектом должна быть выполнена учебная задача. При неудовлетворительной точности патронов на выполнение задачи не хватит.

В ходе выпол­нения упражнения инструктор не вмешивался (за исключением вопросов безопасности при стрельбе) в действия обучаемых, в том числе и командиров групп, даже при совер­шении явных ошибок. Единственное, что делал инструктор, — назначал раненых и убитых из состава группы с определением характера ранений. Разбор и обсуждение ошибок производились по окончании выполнения упражнения.

Отдельно необходимо остановить­ся на созданных учебных объектах. Проблема движущихся мишеней при отработке действий в засаде решалась довольно просто. На расстоянии 50 м друг от друга устанавливались 2 стол­ба, которые крепились растяжками. Между ними натягивалась веревка, к которой подвешивались на карабинах (петлях, проволочных узлах, крупных скрепках и т. д.) связанные между собой ростовые или поясные мишени. За неимением фабричных они изго­тавливались из подручных материалов, вплоть до вязанки из камыша. В укрытии (естественном или оборудо­ванном на дальности 50 м вне основ­ного сектора стрельбы) находился показчик, который просто тянул за веревку эту группу мишеней.

Устройство очень простое. Быстро монтируется и демонтируется в любом месте, что позволяет отрабатывать упражнения в условиях разного рель­ефа.

Аналогичным образом создава­лись и объекты, предназначенные для захвата. Два-три небольших макета дома, смотровые вышки и другие объекты делались из чего угодно, начиная от камышовых шитов и заканчивая природным камнем. Весь комплект быстро собирался, разбирался и пере­носился, а то и просто уничтожался за ненадобностью.

Естественно, о плюсах и минусах подобных методик обучения можно высказывать разные мнения. Однако, на мой взгляд, главным во всем этом является то, что определена система подготовки, то есть:

определены задачи и минималь­но приемлемые параметры результа­тов их выполнения;
исходя из задач определены методы обучения, нацеленные на кон­кретный результат.

К сожалению, в российской армии отсутствуют какие-либо официальные разработки по быстрой подготовке партизанских отрядов. «Зеленые береты» преуспели в этой области гораздо больше. Конечно, США, кстати, совершенно открыто поддерживают те или иные политические и военные движения в зоне своих жизненно важных интересов, и декаларируют это, не стесняясь. Военные советники и «частные охранные компании» готовят подразделения для лояльных США режимов в различных точках мира. Будет ли так когда-нибудь действовать Россия – большой вопрос. Однако даже в оборонительной войне на своей территории подобные разработки оказались бы весьма полезны.

СССР тоже имел немало военных советников по всему земному шару. Про­блема в том, что в лучшем случае их методические находки по обучению местных подразделений передава­лись «из рук в руки» между спецами, а в худшем — просто предавались забвению.

(По статье В.Обухова в журнале «Солдат удачи», 8/2004)
ВДВ - с неба об землю и в бой, СпН - с неба об землю и в лес!
"Кадры решают все !" — И.В. Сталин
Спецназ без действия ржавеет как железо.
Закрыто

Вернуться в «Литература, видео»